Влияние мультфильмов на сознание детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г.Лукоянов

Влияние мультфильмов на сознание детей

 

     

        

 

                                                                   Видеоролик " Влияние мультфильмов на сознание детей"   

 

 

      Как показывать мультфильмы в группе, чтобы не навредить

                детям и избежать скандалов с родителями

 Марина Степанова, заведующий лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский

исследовательский центр здоровья детей», д. м. н., профессор

Летом в дождливый день воспитатели грешат тем, что включают мультфильмы, чтобы занять детей. Родители недовольны и устраивают скандалы.

Из статьи вы узнаете, как часто можно показывать мультфильмы в детском саду. Семь правил помогут организовать просмотр так, чтобы не навредить

здоровью детей и избежать скандалов с родителями.

Сегодня техника позволяет показывать мультфильмы в детском саду. Многие родители убеждены, что этого делать не нужно, дети и дома часто

смотрят мультфильмы. По данным Национального исследовательского медицинского центра здоровья детей, 94 процента дошкольников – активные

телезрители. 20 процентов детей сидят у экрана телевизора более часа в день, в выходные этот процент выше. Законодательных запретов на показ

 мультфильмов в детском саду нет. Более того, сеансы могут принести пользу, если их правильно организовать. В статье вы найдете чек-лист для

 воспитателей, как организовать просмотр, и гимнастику для глаз, которую нужно проводить после каждого просмотра.

Какой процент младших и старших дошкольников смотрят телевизор более одного часа в день

Показывайте мультфильмы детям только с трех лет

Медики и психологи утверждают, что мультфильмы детям можно смотреть не раньше трех лет. До этого возраста у малыша чисто сенсорное восприятие.

Он будет смотреть все, что ни покажи: цвет, движение, картинка притягивают его к экрану. До трех лет ребенок еще не осознает разницы между

 воображаемым и реальным. Если родители уже успели сформировать у ребенка раннего возраста привычку к просмотру телепередач или мультфильмов,

 то у такого юного телемана блокируется развитие корковых отделов мозга, своевременно не развиваются нейронные связи, возникает зависимость.

Мультфильмы подменяют общение со сверстниками, тормозят развитие речи. Чрезмерные нагрузки на глаза могут привести к проблемам со зрением.

Смотрите, какие последствия вызывает избыточный просмотр мультфильмов и как влияет на здоровье ребенка правильно организованный сеанс – ниже.

 

Выбирайте качественные мультфильмы

Большинство взрослых доверяют возрастной маркировке, когда выбирают безопасный или даже полезный мультфильм для ребенка. Но маркировка "0",

 которая стоит на большинстве мультфильмов, безграмотна, ведь ребенку до трех лет просмотр видеопередач не рекомендован.

Выбирая мультфильм, сформулируйте цель – для чего вы хотите показать его детям. Мультфильм должен расширять кругозор ребенка, погружать в 

новую реальность, давать новые знания. Качество мультфильма определяют понятность его для ребенка, динамика событий, сюжет и характер героев,

длительность мультфильма, прорисовка, музыкальное сопровождение.

Понятность и динамика

Чтобы ребенок сопереживал героям, мультфильм должен быть понятен. Малыш во время просмотра пытается осознавать причинно-следственные связи

событий на экране, модели поведения героев. Поэтому скорость, с которой сменяются действия на экране, должна быть адекватна восприятию

маленького зрителя. Например, в мультфильме «Том и Джерри» динамика завораживает детей, они не могут оторвать взгляда от мелькающего

потока впечатлений, непрерывного движения, однако не понимают смысла того, что происходит на экране.

Содержание

Персонажи могут быть хитрыми, коварными, но не нести агрессию. Наряду с ними должны быть герои милые, добрые, непоседливые, как и сами дети.

Персонажи могут вызывать не только положительные, но и отрицательные эмоции, при этом должны учить дружбе, взаимопомощи и правильным

поступкам. К таким произведениям относится большинство советских мультфильмов: «Аленький цветочек», «Крокодил Гена», «Белоснежка и семь гномов»,

 «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты», «Золушка». Они эстетичны, без откровенной дидактики. Не показывайте мультфильмы, где демонстрируются

 драки, сцены насилия, герои-монстры.

Длительность

Для детей 3–4 лет выбирайте короткие мультфильмы не более 20 минут с законченной историей: «Варежка», «Паровозик из Ромашково», «Мойдодыр»,

«Котенок по имени Гав», «Репка», «Как ослик счастье искал», «Крошка Енот». Для детей 5–6 лет длительность мультфильма должна быть не более часа.

Музыка

Хорошо, когда классические музыкальные произведения становятся основой для мультфильмов: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Времена года»,

 «Петя и волк». Классическая музыка помогает понять и пережить события фильма: грустить и радоваться, пугать и удивлять. Она подсказывает характер

 персонажа: серьезный, смешной, нежный, грозный. Дети с удовольствием запоминают и воспроизводят песни из мультфильмов «Бременские музыканты»,

«Зима в Простоквашино», «Умка», «Песенка о лете», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Антошка», «Чунга Чанга».

Прорисовка

Большинство современных мультфильмов художники рисуют на компьютере, а не как раньше – карандашом и кистью, тщательно пририсовывая каждый

 элемент. Таковы условия видеорынка: мультфильм надо быстрее выпустить в прокат. Но от этого страдает качество произведения. На первый взгляд

незаметно, но общее впечатление сглаживается, мультфильм слабее воздействует на зрителя. А у детей восприимчивость выше, чем у взрослых.

 Воспитывать их эстетический вкус на некачественных мультфильмах не нужно.

Включайте мультфильм в занятие

Сеансы необходимо частично или полностью интегрировать в занятия. Например, после прочтения сказки предложите детям посмотреть ее экранизацию, а затем обсудить увиденное на экране. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Малышам важно понарошку пережить эмоции, с которыми они пока не сталкивались в реальной жизни. В одно занятие показ фильма и его обсуждение умещать не нужно. Распределите эти этапы на первую и вторую половину дня, особенно если погодные условия препятствуют прогулке.

 

Внимание

Не показывайте детям мультфильмы, в которых используется сленговая речь

Несколько занятий посвятите тому, как создают мультфильмы. Продемонстрируйте примеры разных подходов, которые используют режиссеры.

На музыкальном занятии разучите полюбившуюся песенку из мультфильма. На занятиях изобразительным творчеством предложите нарисовать или

слепить понравившегося героя. Мультфильм служит подспорьем и на занятиях по развитию речи: после просмотра предложите детям пересказать

содержание, вспомнить названия животных, растений, предметов домашнего обихода.

Не показывайте мультфильм каждый день и дольше 15 минут

Мультфильмы нельзя показывать каждый день. Длительность просмотра следует ограничивать. Сколько минут в день дети могут смотреть мультфильмы

 без вреда для здоровья, смотрите на рисунке. И это время лучше разделить на два этапа: показывать мультфильмы в первую и вторую половину

дня – по 10 и 15 минут младшим и старшим дошкольникам соответственно. Устраивать сеансы детям более двух раз в день нельзя.

Словарь

Аккомодация – адаптация, приспособление органа либо всего организма к изменению внешних условий

Не следует включать просмотр в каждый вид деятельности. Зрительный анализатор в дошкольном возрасте только формируется, особенно

интенсивно в первые 5 лет жизни ребенка. У многих дошкольников врожденная дальнозоркая рефракция преобладает над нормальной.

 В большинстве случаев это наблюдается до 6 лет. К 4–5 годам цветовое зрение у детей продолжает совершенствоваться. Это означает, что именно

 в дошкольном возрасте глаз ребенка наиболее уязвим. Главная причина ухудшения зрения – физиологическая усталость глаз и нарушение аккомодации,

 которые вызывает большая зрительная нагрузка.

Нельзя заменять дневной сон просмотром мультфильмов – особенно это касается старших дошкольников, многие из которых уже перестают спать днем

 и просят дать им что-нибудь тихо посмотреть. Нельзя заменять мультфильмами прогулки, за исключением случаев, когда погода препятствует этому.

Учитывая возбуждающий характер большинства мультфильмов, детскую впечатлительность, не стоит их демонстрировать перед сном

Дети 3–4 лет

Дети 5–7 лет

Не более 20   минут

Не более 30    минут

Используйте телевизор разрешенного размера и правильно рассадите детей

Просмотр всей группой мультфильмов на ноутбуках или планшетах не допустим. Такую технику можно использовать только для индивидуальных занятий

 или для занятий группы не более трех человек.

Для просмотра мультфильмов необходим телевизор с размером экрана по диагонали не менее 59 см. Экран должен быть на высоте 1–1,3 м от уровня пола.

Посадить детей нужно на расстоянии не ближе 2–3 м и не дальше 5–5,5 м от экрана. Стулья установить в 4–5 рядов из расчета на одну группу. Расстояние

между рядами стульев должно быть 0,5–0,6 м. Рассаживайте детей с учетом их роста. Не разрешайте во время просмотра сидеть на ковре.

Внимание

Для показа мультфильмов можно использовать интерактивные доски, если изображение на них такое же качественное, как на телевизоре

Если в групповую или другое помещение, где вы организовали просмотр, проникает яркий солнечный свет, необходимо зашторить окна, чтобы исключить

 засветку экрана. При показе в вечернее время включайте свет – например, настольную лампу, но так, чтобы он не попадал зрителям в глаза. Если ребенку

врач прописал очки для просмотра мультфильма, необходимо надеть их на малыша.

Изображение на экране должно быть четким, без мерцания. Некачественное изображение портит зрение ребенка и быстрее вызывает утомляемость, может

 спровоцировать головную боль. Подобные симптомы вызывает и большая громкость.

Смотрите мультфильм вместе с детьми

Организуя просмотр, воспитатель не должен сидеть в стороне и заниматься своими делами. Дети активно реагируют на мультфильм во время просмотра.

Поддерживайте их воодушевление, дайте возможность поделиться своими переживаниями. Необходимо следить за реакцией дошкольников на действия

персонажей, а потом совместно их обсуждать. Искренняя заинтересованность педагога происходящим на экране поможет сблизиться с детьми. Помните,

 что сюжеты мультфильмов дети потом переносят в свои игры, при выборе игрушек предпочитают знакомых и любимых персонажей.

 

После просмотра сделайте с детьми упражнения для укрепления зрения

Сохранить и укрепить зрение детей после просмотра мультфильма поможет зрительная гимнастика. Чтобы сделать ее привлекательной, проводите

 упражнения в игровой форме и время от времени меняйте ее. Пример зрительной гимнастики вы найдете в конце статьи.

Наряду с большим удовольствием и эмоциональной зарядкой просмотр мультфильмов представляет для детей большую интеллектуальную нагрузку.

Нередко впечатлительные дети после просмотра эмоциональных сюжетов становятся нервными, возбужденными. Поэтому чередуйте показы с активными

двигательными занятиями.

 

 


 


© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/189/742

 

 

Дата последнего обновления страницы 06.12.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»