Методическая помощь
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г.Лукоянов

Методическая помощь

 

 

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

 

 

Методическая разработка

раздела «Формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств»

образовательной области «Социализация»

основной общеобразовательной программы

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1

на тему:

«Патриотическое воспитание дошкольников методом проектной деятельности».

                                                                                                                                                              Выполнил

                                                                                                                                                                                      Старший воспитатель: Бубнова И.Н.

 

 

г. Лукоянов

 

 

Содержание:

 

 

1.Краткая характеристика раздела  общеобразовательной…………… стр.3

программы дошкольного образования (актуальность)

 

2.Цель и задачи раздела……………………………………………………стр.6

 

3.Ожидаемые результаты освоения……………………………………...стр.7

детьми раздела основной общеобразовательной программы

дошкольного образования

 

4.Реализация принципа интеграции при организации………………...стр.8

образовательного процесса

 

5.Результаты применения методической разработки……………………стр.

в образовательном процессе и развитии интегративных качеств.

 

6.Разработка учебного занятия…………………………………………...стр.

 

7.Литература………………………………………………………………...стр.

 

8.Приложения……………………………………………………………….стр.

 

1. Краткая характеристика раздела

«Формирование  семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств» общеобразовательной программы дошкольного образования, образовательная область «Социализация»   (актуальность данного раздела).

   Раздел « Формирование  семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств » основной  общеобразовательной  программы  дошкольного  образования, образовательная  область «социализация» мною выбран не случайно.  Патриотизм рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, именно он на практике позволяет применять принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости. 

  Метод проектной деятельности я выбрала за основу формирования патриотических чувств. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к семье родному дому, детскому саду, селу; чувство гордости за достижения страны, уважение к армии. Проблема  патриотического  воспитания  подрастающего  поколения  сегодня  одна  из  наиболее  актуальных.

Недооценка  патриотического  воспитания  приводит  к  ослаблению  социально-экономических,  духовных  и  культурных  основ  развития  общества  и  государства.  Этим  и  определяется  приоритетность  патриотического  воспитания  в  общей  системе  воспитания  граждан  России.

Идея  патриотического  воспитания,  приобретая  все  большее  общественное  значение,  становится  задачей  государственной  важности.  Принципы  государственной  политики  в  области  образования,  провозгласившие  приоритет  общечеловеческих  ценностей,  воспитание  гражданственности,  любви  к  Родине,  семье,  определены  государственной  программой  «Патриотическое  воспитание  граждан  Российской  Федерации  на  2011—2015  годы»,  которая  «является  продолжением  государственных  программ  «Патриотическое  воспитание  граждан  Российской  Федерации  на  2001—2005  и  2006—2010  годы»,  сохраняет  непрерывность  процесса  по  дальнейшему  формированию  патриотического  сознания  российских  граждан  как  одного  из  факторов  единения  нации».

На  современном  этапе  развития  системы  дошкольного  образования  конкретизируются  цели  и  задачи  развития,  воспитания  и  образования  детей. В  образовательной  области  «Социализация»,  наряду  с  другими  задачами,  обращается  внимание  на  формирование  гражданской  принадлежности  и  патриотических  чувств.  В  ФГТ  обозначено,  что  ребенок  при  выпуске  в  школу  должен  обладать  «первичными  представлениями  о  семейных  традициях;  об  обществе,  его  культурных  ценностях;  о  государстве  и  принадлежности  к  нему;  о  мире».

Научные  исследования  О.И.  Жуковской,  А.А.  Люблинской,  Т.А.  Марковой,  Р.С.  Буре  в  области  педагогики  и  психологии  подтвердили,  что  дошкольникам,  особенно  старшим,  доступно  чувство  любви  к  родному  городу,  краю.  Однако  в  данном  возрасте  невозможно  сформировать  убеждения,  но  можно  заложить  глубокие  эмоциональные  основы  патриотических  чувств.  Ребенок  дошкольного  возраста  мыслит  конкретно.  Он  должен  выполнять  конкретные  дела,  а  не  оперировать  отвлеченными  понятиями.

В  этом  смысле  метод  проектов  наиболее  целесообразная  форма  для  решения  задач  патриотического  воспитания.

В  современной  педагогике  метод  проекта  используется  наряду  с  систематическим  предметным  обучением  как  компонент  системы  продуктивного  образования.

Основной  целью  проектного  метода  в  дошкольных  учреждениях  является  развитие  свободной  творческой  личности  ребёнка,  которое  определяется  задачами  развития  и  задачами  исследовательской  деятельности  детей.

Рассмотрим  целесообразность  использования  метода  проектов  в  патриотическом  воспитании  старших  дошкольников.

«Во-первых,  метод  проектов  позволяет  ребенку  почувствовать  себя  исследователем.  Не  секрет,  что  в  детских  садах  иногда  пытаются  сделать  детей  энциклопедистами.  Запастись  знаниями  «впрок»  никому  не  удается.  Главное  —  научить  ребенка  пользоваться  источниками  информации.  Л.С.  Выготский  писал:  «Я  не  согласен,  что  ведущим  видом  деятельности  ребенка  является  игра.  Я  считаю  —  исследование».  Разумеется,  что  исследовательская  деятельность  дошкольника  должна  осуществляться  в  игре.

Во-вторых,  проектный  метод  позволяет  объединить  детей,  родителей  и  воспитателей  в  совместной  деятельности».

«Использование  метода  проектов  в  системе  руководства  патриотическим  воспитанием  в  дошкольном  учреждении  можно  считать  наиболее  приемлемым,  так  как  он  позволяет  сочетать  интересы  всех  участников  проекта:

u  Педагог  имеет  возможность  самореализации  и  проявления  творчества  в  работе  в  соответствии  со  своим  профессиональным  уровнем,  использовать  в  работе  современные  формы  работы.

u  Родители  имеют  возможность  активно  участвовать  в  значимом  для  них  процессе  патриотического  воспитания.

u  Деятельность  детей  организована  в  соответствии  с  их  интересами,  желаниями  и  потребностями».

Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.

 

 

2. Цель  и  задачи  раздела.

Цель : Развивать  у ребенка чувство  патриотизма   - любовь к родному краю, родной стране, привязанность, преданность и ответственность по отношению к людям, населяющим ее посредством проектной деятельности.

 

Семья. Содействовать дальнейшему осознанию ребенком своей принадлежности  к семье, расширению представления о родственных связях.

Расширять и углублять  представления о профессии родителей,  развивать чувство уважения к труду  родителей и людей других профессий, а также бережного отношения  к результатам их труда. Воспитывать гордость  за достижения членов семьи (других родственников).

Детский сад. Содействовать  сохранению ребенком  ощущения защищенности со стороны взрослых в детском саду, уверенности в том ,что его здесь ждут ему рады ,всегда помогут и посочувствуют, разделят радость успеха, поддержат в сотворчестве. Укреплять и углублять  положительное отношение к своему детскому саду, воспитывать желание посещать его.

Страна. Расширять представления о России как о Родине. Закреплять  представления ребенка о символике родного города и государства (флаг, герб, гимн). Знакомить с достопримечательностями города, России.

Содействовать развитию интереса к прошлому и настоящему своей Родины, города. Углублять представления о национальных героях, народных и государственных праздниках (День Знаний, День защитника Отечества, День космонавтики, День города и др.); о днях памяти, посвященных победам в в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

 

- Повышение  профессиональной компетентности  педагогов при освоении ими метода проектов;

- Развитие детско-родительских отношений, повышение проектной культуры родителей, их степени участия  в жизни детского сада и своих детей.

 

3.Ожидаемые   результаты   освоения  детьми  раздела  основной  общеобразовательной  программы  дошкольного  образования.

Интегративные качества, которые ребенок приобретет в результате освоения Программы:

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Интегративное качество «имеющий первичные представления

о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принад­лежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родствен­ных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государст­ве и принадлежности к нему; о мире.

- знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;

- знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;

- может рассказать о своем родном городе  Лукоянове, назвать улицу города, на которой живет;

- знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;

- имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы. 
- педагоги  ДОУ освоят идеи и методы проектной деятельности, смогут использовать данную технологию в работе с детьми.

- повысится уровень активности детей, возрастет самостоятельность в решении поставленных задач.

- родители станут активными участниками образовательного процесса.
- взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

4.Реализация принципа интеграции при организации образовательного процесса и развития интегративных качеств.

   На современном этапе развития системы дошкольного образования особое внимание уделяется, с одной стороны, качеству образовательного процесса, а с другой - решению задач социализации ребенка, приобретения им собственного опыта и умения применять его в новых условиях. Возросли требования к социальному развитию дошкольника, к формированию у него системы представлений о мире, развитию навыков сотрудничества и практических умений, воспитанию доброжелательности к окружающим, готовности взаимодействовать с ними. Все это побуждает педагогов применять более эффективные средства и способы обучения. Одним  из таких средств, способствующих развитию личности ребенка, к  его самореализации, формированию способности к переносу знаний и умений в новую ситуацию, является метод проектирования. По определению Е.С. Полат, метод проектирования - это способ достижения вполне реального результата через детальную, пошаговую практическую разработку проблемы (технологии).

     В поисках новых форм методической работы с педагогическим коллективом ДОУ, способствующих повышению профессиональной компетентности было решено в 2012-2013 учебном году разработать проект, по обучению педагогов методу проектной деятельности в ДОУ и дальнейшее побуждение их к самостоятельной работе над проектами. В рамках данного направления деятельности были определены основные этапы и формы работы.

   Для успешного внедрения технологии проектирования в практику необходимо было специальное обучение педагогов. Прежде всего, требовалось выявить исходный уровень педагогического мастерства по критериям:

O  оценка уровня инновационного потенциала педагогов, по готовности к освоению новшеств;

O  оценка профессиональных умений.

По результатам исследования были выделены три группы педагогов:

O  безразличные и равнодушные к нововведениям, требующие усиленного внимания (27%);

O  совершенствующие свое педагогическое  мастерство (34%);

O  работающие творчески, стремящиеся овладеть педагогическим мастерством, главные проводники новых технологий(39%).

Из числа творчески работающих педагогов была сформирована группа по внедрению в практику метода проектирования, определены цели и задачи методической работы.

Цель: организовать деятельность педагогов по овладению методом проектирования.

Задачи:

O  вызвать интерес педагогов к освоению проектного метода;

O  организовать деятельность творческой группы;

O  организовать руководство созданием проектов и сопровождение этого процесса;

O  создать условия для осознания педагогами ценности проектного метода в работе с детьми.

Методическая работа состояла их четырех блоков, каждый из которых имел свои цели и задачи, отличался особым содержанием.

1-й блок - подготовительный. Главная задача была создать интерес к методу, демонстрация его значимости в развитии дошкольников.

  На первой встрече обсуждались вопросы развития личностных качеств детей: любознательности, интереса, самостоятельности и т.д. (в соответствии с ФГТ). Перед педагогами была поставлена проблема выбора наиболее эффективных методов организации детской деятельности, поскольку традиционные объяснительно-иллюстративные методы предоставляют недостаточно возможностей для проявления активности и свободы действий. В результате, через мотивацию на освоение нового метода, педагоги рассмотрели и приняли в качестве наиболее перспективного  метод проектирования.  

  Метод проектной деятельности мы выбрали за основу формирования гражданско-патриотических чувств. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к семье, родному дому, детскому саду, городу; чувство гордости за достижения страны, уважение к армии.

На первом этапе первоначально  был произведён подбор и анализ научно-методической литературы по проектной деятельности, была составлена картотека; изучены передовой педагогический опыт по внедрению проектного метода в ДОУ и основные методические требования к  использованию метода проектов в образовательном пространстве. Проведено было анкетирование  педагогов, родителей. Проведенное анкетирование родителей показало следующие результаты, в анкетировании  приняли участие  84% родителей , которым были заданы вопросы: «Что вы понимаете под патриотическим воспитанием? и т.д.» Результаты анкетирования показали, что 50%  родителей считают что необходимо воспитывать чувство любви к Родине, то есть патриотизм, 30% считают необходимо формировать морально-нравственные качества, а 10% -формировать в детях национальную толерантность,  12% родителей предлагают формы работы с детьми - чтение художественной литературы, заучивание песен и стихов. Отсутствуют предложения -78% опрошенных, что красноречиво говорит о необходимости патриотического воспитания в ДОУ с обязательным привлечением семьи.

На втором этапе работы ставились следующие задачи:

1. Изучение метода проектов как новой формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.

2.Формирование компетентности воспитателей и родителей в рамках проектной деятельности.

3.Развитие познавательных и коммуникативных способностей и социальных навыков детей при внедрении в воспитательно-образовательный процесс ДОУ проектного метода.

  Работа началась с проведения консультаций для педагогов и родителей «Работаем по методу проектов», «Цели и задачи проектного метода. Классификация проектов, используемых в практике ДОУ».  Интересно прошла дискуссия - обзор литературы по теме «Роль метода проектов в формировании методической компетентности педагогов». Педагоги, предварительно изучив разную литературу по тематике проектной деятельности, активно рассказывали о работах авторов Л.Д.Морозовой, Н.Е.Вераксы, Т.Данилиной и т.д., обсуждали педагогическое проектирование со своих точек зрения. 

В течение года в детском саду работала творческая группа педагогов по проблеме: «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста» под моим руководством.

На первом заседании была организована работа по знакомству педагогов с методом проектов, с целями, этапами и типами проектной деятельности; рассмотрено понятие «детское проектирование»,  даны рекомендации по работе над проектом, подробно исследованы типы проектов, использующихся в практике ДОУ,  и  возможность их применения в нашем детском саду. Для начала творческой группой была разработана система и последовательность работы, разработаны блоки: семья, детский сад, родной город, страна.

В  соответствии с планом, с творческой группой педагогов  были проведены следующие формы  методической работы:

Индивидуальные консультации:

O  «Как организовать работу по реализации проектов в группах»;

O  «Разработка плана реализации проектов»;

Консультации:

O  «Сущность метода проекта»;

O  «Виды проектов»;

O  «Метод проектов в дошкольном образовании»;

O  «Участие родителей в проектной деятельности»;

 Семинары

O   «Организация проектной деятельности    в работе с дошкольниками»

O  «Ознакомление с родным городом, как средство нравственно-патриотического воспитания»;

O  «Метод проектов – эффективный метод нравственно-патриотического воспитания»

2-й блок методической работы - организационный посвящался обсуждению и утверждению тематики проектов, определению состава проектных групп,  распределению обязанностей и функций между участниками внутри микроколлективов:

Педагоги осуществляли проектную деятельность;

Ребенок являлся активным участником процесса;

Родители участвовали в оснащении предметно-развивающей среды; оказывали помощь и являются участниками занятий, развлечений; помогают в подборе материалов к проектной деятельности, в создании творческих проектов ит.д.;

Музыкальный руководитель подбирала музыкальный репертуар, выступает активным участником развлечений;

Старший воспитатель сформировала творческую группу; оказывала организационную поддержку; проводила обучение педагогов методу проектирования, консультировала по вопросам содержания работы с детьми, оказывала помощь в подготовке презентации. Совместно с участниками творческих групп уточнили критерии и показатели эффективности будущих проектов, разработали возможные формы презентаций, в результате были определены:

O  критерии оценки проектной деятельности, актуальность, практическая направленность на развитие ребенка, объем полнота разработок ,их самостоятельность и законченность ,уровень творчества и оригинальность раскрытия темы; аргументированность решений, подходов; соответствие оформления стандартным требованиям и его качество);

O  продукты проектной деятельности (данные опросов, выставки, компьютерные презентации, атрибуты и т.д.);

O  возможные формы презентации (защита стендового материала, доклад, организационно - деятельностная игра и т.д.).

3-й блок методической работы - реализация деятельности

В самом начале работы над проектами у воспитателей часто возни кали вопросы ,что и как делать. Одни затруднялись в составлении вопросников и обработке результатов, другим требовалась помощь в подборе литературы, пособий, в организации взаимосвязи с социумом (библиотекой, музеем, выставочным залом). Многие вопросы решались в ходе совместного обсуждения, что развивало умение педагогов высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других и вырабатывать общую стратегию.

В результате совместной деятельности возросли активность и инициативность педагогов  ДОУ. Они делились впечатлениями о работе, рассказывали о своих достижениях, знаниях и практических умениях детей, предлагали свои пути решения возникающих проблем.

Педагоги ДОУ в ходе  проектной деятельности решали следующие задачи:

u   формирование у детей способности при поддержке взрослых и самостоятельно выделять проблемы;

u   формирование понимания того, что на сложный вопрос нет простых ответов (особенно на вопросы социально-культурного характера);

u  формирование осознания необходимости исследования явления с разных сторон; развитие активности и самостоятельности.       

  Работа над проектом включает деятельность педагога, родителей и детей. Она распределялась следующим образом по этапам проекта:

 

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первый этап

1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.)

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

Второй этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

Третий этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

Четвертый этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 

 

Реализацию  проектов  начинали  с  выявления  проблемы.  Это  очень  важный  момент,  ведь  детям  нужна  сильная  мотивация  к  деятельности.  В  соответствии  с  проблемой  исследования  дети  с  помощью  воспитателей  ставили  задачи  дальнейшего  исследования  проблемы.

Чаще  всего  проектная  деятельность  начиналась  с  вопросов:  Что  я  уже  знаю  об  этом?  Что  хочу  узнать?  Что  надо  для  этого  сделать?

Далее образовательная  деятельность.  Мы  использовали  познавательные  беседы,  дидактические  игры,  экскурсии,  целевые  прогулки,  рассматривание  альбомов  и  иллюстраций  по  темам  проекта,  викторины,  решение  кроссвордов,  чтение  рассказов,  стихотворений,  былин,  сюжетно-ролевые  игры,  составление  альбомов,  коллажей,  продуктивную  деятельность.

Заключительный  этап  реализации  проекта  —  это  презентация  продукта  деятельности.  Данный  этап  важно  тщательно  продумать,  ведь  это  завершающий,  творческий  этап,  показывающий  значение  и  результат  проделанной  работы.

 

   Тематика и содержание проектов для детей  дошкольного возраста  были очень разнообразные. В ходе работы  мы использовали следующие типы проектов:

1) исследовательско–творческие: дети экспериментировали, а затем результаты оформляли в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2) ролево–игровые (с элементами творческих игр, когда дети входили в образ персонажей сказки и решали по–своему поставленные проблемы);

3) информационно–практико–ориентированные: дети собирали информацию и реализововали ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4) творческие (оформляли результат в виде детского праздника, детского дизайна, например “ физкультурная неделя”).

 

   Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

  В соответствии с принципами отечественной педагогики  мы организовавали  детское проектирование соблюдая следующие условия:

u  учет интересов каждого ребенка;

u  деятельность детей без принуждения;

u  предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

u  совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

u  тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

  Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

На основе изучения работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей мы выявили факт недостаточного подключения родителей к решению данного вопроса. В основном  задачи патриотического воспитания решались воспитателями в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Мы поставили цель - вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.

Нами был разработан алгоритм взаимодействия ДОУ и семьи, состоящий из трех блоков.

Информационно- аналитический- направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов  родителей.

Практический- предусматривал актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, викторины), вовлечение родителей и детей, участие в играх ,праздниках, проектах.

Контрольно-оценочный – предполагал анализ эффективности проводимых мероприятий педагогами  детского сада - использовались опросы, оценочные листы.

    Метод проектов мы рассматривали как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, мы познакомили родителей с инновационной технологией, раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов. На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылаясь на занятость и нехватку времени, но, увидев первые результаты, стали участниками проектной деятельности. В настоящее время родители и другие члены семей наших воспитанников активно включаются в работу по реализации проектов. Часто родители задерживаются в группах: что-то мастерят с детьми, записывают рассказы своих малышей, обсуждают интересующие их вопросы с педагогами, участвуют в организации и проведении разных мероприятий. Естественное включение семьи в проектную деятельность является удачной находкой всего педагогического коллектива. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стали непосредственными участниками образовательного процесса. Происходит взаимообогащение взрослых и детей.

 Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют  роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании гражданско-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом,  создаются в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.. Воспитатели на родительских собраниях ознакомили родителей с групповыми проектами, отметили необходимость участия родителей в реализации проекта, познакомили их с инновационной технологией, раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Воспитатели отметили, что участвуя в реализации проекта, родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так, же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. 

    Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.  В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

В нашем детском саду были реализованы следующие проекты:

Проект «Моя семья»

 Проект «Моя семья» рассчитан на 4 года, с младшей до подготовительной группы. В каждой группе решаются свои задачи, внедряются разнообразные формы работы и виды деятельности. Основной формой воспитания любви к родным в младших группах является использование семейных фотографий, в средней группе основным направлением стала работа с альбомами и фотографиями по темам «Увлечения нашей семьи», «Наша дружная семья», «Путешествия» и др .Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье. Воспитание уважения к близким людям, такова цель проекта «Моя семья». Идея его создания возникла неслучайно, вопросы внутрисемейных отношений, взаимодействия матери и ребенка изучались. Были выявлены проблемы в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, в результате которых возникает отчужденность, наблюдается конфликтный характер общения. Часто присутствует излишняя опека со стороны взрослых, наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи. В центре идеальной модели нашего проекта: ребенок, родители, которого учитывают его права, которые несут ответственность за воспитание и развитие ребенка; детский сад, оказывающий родителям помощь в выполнении своих обязанностей по воспитанию. В ходе реализации проекта было создано детско-взрослое сообщество (дети – воспитатели – родители) – это такое совместное бытие детей и взрослых, для которого характерны их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности.

 Организации совместной деятельности способствует интегрированный подход. Интеграция вокруг одной темы позволяет рассматривать предмет с разных сторон, изучая социальные, художественно-эстетические, логико-математические естественно-научные аспекты. Например, понятие «Семья» рассматривалось следующим образом: 

  • социальный аспект – семья, ее члены, родственные связи между разными поколениями семьи, участие родителей в общественной жизни страны;
  • логико-математический аспект – выявление количества членов семьи, установление кто из них старше, а кто младше, сравнение по высоте (кто выше ростом, а кто ниже), решение задач, семейный бюджет.
  • художественно-эстетический подход – рассматривание картин художников, изображающих портреты, сцены из семейной жизни; продуктивно-творческая деятельность: рисование «Наша семья», «Моя мама», «Вместе с бабушкой» и др.

 

Созданию детско-взрослого сообщества способствовали центры активности «Почта», «Книжный дом», «Кухня». Совместная работа в этих центрах обеспечивает такое образование, которое позволяет ребенку быть субъектом деятельности. Создание центров активности приобщают ребенка к современному миру, формируют первые социальные ориентировки. Педагоги создают проблемные ситуации, при которых ребенок на практике применяет свои умения и навыки. В организации педагогического процесса участвуют и родители. Мамы и бабушки оборудовали: уголок «Маленький парикмахер», «Кухню», в которых дети вместе с взрослыми включались в совместную деятельность. Технология проектирования, ориентированная на отношении «ребенок – взрослый», строится на соучастии в деятельности, где происходит равноправное общение, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. 

 Проект «Моя семья» актуален во всех возрастных группах. В каждой группе решаются свои задачи, используются разнообразные формы работы и виды деятельности. Если в младшей группе основная работа строилась на изучении семейных фотографий, то в средней группе – фотографии по увлечениям, совместному времени провождению. Результат работы над проектом – оформление фотовыставки «Вместе дружная семья». Родители с удовольствием откликнулись на просьбу помочь оформить фотовыставку. Дети с интересом рассматривали фотографии, высказывали своё мнение. Они гордились тем, что выставку оформили их родители.

В старшей группе перед детьми становились уже более сложные задачи – знакомство с родословной семьи. В результате работы над проектом было создано генеалогическое дерево, дети расширили знания о более старшем поколении своей семьи.

 

Педагогический проект «Моя семья»

 

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

 

Продолжительность: 2 недели.

 

Цель: Углубление представлений детей о своей семье (ее членах, родственных отношениях).

 

Задачи:

·      Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье. Семья – это все, кто живет вместе с ребенком (дочь, сын, папа, мама, дедушка, бабушка и т.д.).

·      Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.

·      Воспитывать чувство гордости, любви, уважения, заботы о членах семьи.

 

 

Планируемые  результаты развития интегративных качеств:

·         проявляет любознательность, интерес к изучению явлений общественной жизни;

·         может вступать в диалог о семье;

·         знает и называет свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семью;

·         рассказывает об обязанностях каждого члена семьи, о том, как заботятся друг о друге;

·         эмоционально откликается на переживания членов семьи; понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый). Эстетические характеристики (нарядный, красивый);

·         может проявлять инициативу в оказании помощи близким родным;

·         вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу

 

              Комплексно-тематическое планирование.

 

Задача

Вид деятельности, тема.

Виды интеграции образовательных областей.

1. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье: семья – это все, кто живет вместе с ребенком.

Чтение художественной литературы

- «Семья». О.Бундур

- «Семья». О. Высотская

Здоровье.

- организация и проведение подвижных игр;

- воспитание опрятности, привычки следить за своим внешним видом.

Инсценировка «Дружная семья» (по сказке Ц.Петрова «Дружная семья»)

Пальчиковая игра

- «Моя семья»

- «Бабушка и внуки»

- «Кто живет у нас в квартире?»

- «Дом»

Физическая культура

- развивать активность детей в разнообразных играх;

- Развивать быстроту, силу, ловкость, координацию и пространственную ориентировку.

Дид/игра

«Отгадай загадку»,

Труд

Формировать умение самостоятельно поддерживать порядок в своей комнате; одеваться, с помощью взрослого приводить одежду в порядок (чистить, просушивать, аккуратно складывать и вешать одежду).

Формировать предпосылок ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Создание и просмотр фотоальбома

 - «Наша дружная семья»

2. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семья.

Чтение художественной литературы

- «Воскресенье». О. Бундур

- «Мамочка». У. Раджаб

- «Самый лучший!» Ольга Чусовитина

Дид/игра

- «Кто что делает дома в течение дня?»

- «Кому что нужно для работы?»

Социализация

Развивать умение подбирать атрибуты к играм;

Формировать умение распределять роли, материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результат;

Формировать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Под/игра

«Кто лучше наведет порядок»

Пальчиковая игра

- «Хозяйка»

Слушание песни

«Про папу»

Создание и просмотр фотоальбома

 - «Семья – это труд, друг о друге забота.

    Семья – это много домашней работы»

Безопасность

Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр, в квартире.

С/рол.игра

- «Семья»

- «День рождения»

Познание

Развивать умение

- двигаться в заданном направлении, представления о частях суток.

- сравнивать и группировать предметы, помогать устанавливать связи между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

3. Воспитывать чувство гордости, любви, уважения, заботы о членах семьи.

Чтение художественной литературы: - «Про любовь». О.Бундур,

- «Папу с мамой берегу». О. Бундур

- «Колыбельная для мамы». И. Черницкая

Дид/игра

- «Кто что кому подарил?»,

- «Скажи ласково»

Коммуникация

Развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми,

Совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Этическая беседа.

- «Моя мама»

Под/игра

«Перенесем из магазина продукты»

Слушание музыкального произведения

Дид/игра «Определи мамино настроение»

Художественное творчество

Развивать эстетические чувства, воображение, художе6ственно-творчес-кие способности.

Ручной труд.

«Подарки для родных»

Создание и просмотр фотоальбома

 - «Наш выходной день»

Музыка

Формировать навыки культуры слушания музыки и пения.

Спортивный праздник

«Мама, папа, я – спортивная семья».

 

Социальный проект «Мама – солнышко лучистое»

Тип проекта: Проект социальный, краткосрочный, групповой.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, труд.

Цель: обобщить социальный опыт ребенка через его творческую и речевую активность, положительное отношение к своей маме.

Задачи для детей:

·         Углубить знания детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.

·         Способствовать формированию уважительного отношения к своим близким. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.

Задачи для воспитателя:

·         Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместных мероприятий.

·         Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

·         Создание условий для социально-нравственного развития детей в процессе воспитания любви человеком – мамой.

Задачи для родителей:

·         Взаимопонимание с  самыми близкими. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

·         Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель, родитель-педагог, родитель-ребенок.

·         Способствовать сближению всех членов семьи за счет совместной деятельности и решения общих задач.

Ожидаемые результаты:
Для детей:

·         Милосердие и забота о маме;

·         Развитие познавательной активности, любознательности;

Для педагогов:

·         Раскрыть образ матери в поэзии, в живописи.

·         Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

·         Создание условий для проявления у детей, творчества, воображения.

·         Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов.

Для родителей:

·         Привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в детском саду предметно – развивающей среды;

·         Повышение педагогической грамотности родителей.

1 этап

Постановка проблемы: Вопрос: Зачем человеку нужна мама? 

2 этап. Реализация проекта 

Игровая ситуация «Мама есть у всех»

Интеграция образовательных областей: коммуникация

Цель: дать понятие о том, что у всех есть мама. 

Режиссерская игра по мотивам сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация.

Цель: на примере сказочных героев формировать положительное отношение к маминой заботе, воспитывать уважение к маме, желание всегда слушать ее. 

Сюжетно-ролевая игра «Дочки матери»,

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание.

Цель: развивать творческое воображение, речь; способствовать появлению желания готовить праздник для мам, доставлять им радость. 

Дидактическая игра «Что делают наши мамы»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, труд, познание.

Цель: воспитывать уважительное и бережное отношение к труду мам; развивать речь, мышление. 

Мастерская по изготовлению подарков маме

Интеграция образовательных областей: художественное творчество

Цель: воспитывать желание сделать приятное близкому человеку.

Игровые и педагогические ситуации, ситуативные разговоры с детьми («Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.);

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация 

Чтение художественной литературы

Стихи о маме, пословицы поговорки, рассказы о маме, вечер стихов «Я маму свою люблю», знакомство с художественными произведениями о маме.  

Праздник «Как цыплята маму искали»

Интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Цель: доставить детям радость от общения с близким человеком. 

Взаимодействие с родителями.

1. Совместное художественное творчество «Яркие ладошки».

2. Фотоколлаж «Мама – солнышко лучистое».

3. Совместный праздник «Как цыплята маму искали». 

3 этап. Подведение итогов:

Реализация данного проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов. Совместные мероприятия способствовали обогащению знаний детей о роли мамы в их жизни, формированию уважительного отношения к своим близким. Итогом были рисунки совместного творчества детей и родителей «Яркие ладошки», создание альбома «Мамина колыбельная, фотоколлаж «Мамины помощники». Совместный праздник «Как цыплята маму искали».

Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. В результате 96% родителей принимали активное участие в реализации проекта. Ничто так не сближает, как совместное творчество, поиск новых открытий и стремление к лучшему! 

Проект «Мой любимый детский сад» был проведен педагогами средней группы.

   Детский сад, это, то место, где ребенок проводит большую часть времени. Для того чтобы дошкольный период запомнился ярко на всю жизнь, необходимо формировать представления о детском саде, как общем доме для детей и взрослых. Проект «Мой любимый детский сад» включал в себя блоки: «Кто работает в детском саду», «Старшие и младшие, их взаимоотношения», «Путешествие по детскому саду», «Кто с кем дружит». Знакомство с теми, кто работает в детском саду, делает все, чтобы детям было хорошо и удобно происходит через наблюдения и активную помощь детей. Блок «Путешествие по детскому саду» включает в себя экскурсии по кабинетам детского сада, работу по благоустройству групп и детских площадок. А проекты «Детский сад будущего», «Детский сад моей мечты», показали творческие умения детей и родителей. Отношения между старшими и младшими в детском саду строятся в двух направлениях «взрослые и дети», «дети старшие и младшие в детском саду». Эта деятельность включает в себя организацию проектов, направленных на развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, способствует личностно-ориентированному взаимодействию. Для реализации проекта «Дети и взрослые в детском саду» оборудовали фотовыставки «Кто с нами работает», лесенку трудового процесса: «Учимся стирать», «Моем посуду», дидактические игры «Кто, что делает», «Маленькие помощники».

 

Проект «День Победы»

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности:, социальный, творческий.

По числу участников проекта: групповой

По времени проведения: краткосрочный (2 недели).

По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, социум – центральная детская библиотека

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

 

Состав проектной группы:

Дети и  родители группы старшего дошкольного возраста.

 

Цель проекта:

Формирование нравственных ценностей.

 

Задачи проекта:

Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне.

Расширение знаний о защитниках отечества, о функциях армии.

Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ.

Развивать речь детей, обогащать, словарный запас, через, песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне.

Формировать чувство гордости за Родину, за наш народ.

 

Актуальность проблемы:

В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне.

 

В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос  по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети имеют очень скудные знания о героях  Великой Отечественной Войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Этот день Победы».

 

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление и родителям было предложено совместно с детьми создать альбом «Победа была за нами».

 

Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину. 

 

Обеспечение проектной деятельности:

 

 

Диагностико - дидактический:

Конспекты,,  раздаточный материал.

Художественная литература для выставки в центре «Ребенок и книга», иллюстрации о ВОВ.

 

Предполагаемый результат:

 

Внешние продукты:

Создание альбома «Победа была за нами», состоящий из страниц созданных детьми и родителями.

Проведение обобщающего занятия  «Этот день Победы»

 

Внутренние продукты:

Расширение представлений о российской армии надежной защитнице нашей родины. Пополнение словарного запаса.

 

Этапы работы над проектом:

 

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.

Формулировка цели и проектирование задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Блиц-опрос детей.

Родители:

Решение о принятии участия в проекте.

Дети:

Рассматривание иллюстраций о ВОВ.

 

Основной этап:

Проведение совместной деятельности.

Экскурсия в Краеведческий музей..

Выставка художественной литературы о ВОВ.

Знакомство с художественной литературой (Е. Благина «Шинель»; чтение глав из книги  С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?» Л. Кассиль  из книги «Твои защитники»).

Экскурсия к памятнику победителям в ВОВ.

Беседа «Вставай страна огромная…»; «Они сражались за родину».

Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».

Просмотр видео фильма «Минута памяти», презентации «Военная хроника»

Художественно творческая деятельность «Цветы для возложения к памятнику».

Заучивание стихотворения Е.Благиной «Шинель»

Рассматривание открыток «Города герои»

Составление рассказа «На параде»

 

Заключительный этап:

Праздник «Этот День Победы»

Трансляция результатов проекта в фотовыставке для родителей.

Проведение обобщающего занятия «Этот день победы».

Составление альбома  «Победа была за нами».

Посещение митинга посвященного «Дню победы». 

   Проект «Ознакомление старших дошкольников с родным городом » разработан в соответствии с основными линиями развития дошкольников: познавательно – речевыми, художественно – эстетическими, социально – личностными, физическими. Проект представлен в виде долгосрочного образовательного практико-ориентированного проекта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом.

Задачи проекта: создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и современном облике родного города; развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, развивать связную речь детей. Воспитывать чувство признательности, уважения, гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Выстраивая педагогический процесс по ознакомлению дошкольников с родным городом, мы опирались на следующие принципы.

u  Принцип историзма мы реализовали путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений. Он сводился к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью проведена экскурсия в  Краеведческий музей, подобран материал о Лукояновском крае ,включающий сведения как об историческом прошлом, так и о современном культурном облике родного края.

u  Принцип гуманизации предполагает умение педагога вставать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

u  Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка, в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

u  Принцип интегративности был реализован в сотрудничестве с семьей, центральной детской библиотекой, выставочным залом. Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через интеграцию разных видов деятельности: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы. Эта работа велась в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.

Проект «Ознакомление старших дошкольников с родным городом»

 

Цель:

Закрепление и расширение знаний о родном городе.

Задачи:

1.Познакомить с историей возникновения города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города. Город- результат труда людей разных поколений. Познакомить с гербом города.

2. Познакомить с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие города, области, страны. Подчеркнуть: история города неотделима от истории страны.

3.Познакомить с людьми, прославившими город. Подготовить вместе с детьми выставку фотографий почетных людей города.

4.Познакомить с разными по назначению зданиями города, историческими памятниками.

5.Рассказать о местах отдыха, об экологии города

Темы:

1.Мой родной город. Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека есть имя, день рождения.

2.Улицы моего города.

«Малая родина - мой дом, двор, улица». Дорога от дома к детскому саду. История главной улицы города. В городе много улиц, они тоже имеют свои названия.

3.Наше наследие.

Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Архитектура города. 

Побывали на фотовыставке познакомились с Почетным гражданином Лукояновского района фотокорреспондентом, журналистом,краеведом М.А.Савлевым.

 

В рамках проекта, знакомя детей с местными художниками, в детский сад был приглашен, преподаватель школы искусств Пархоменко А.В. Для детей старшей группы был проведен мастер-класс по росписи пасхальных яиц.

 

 

 

4.Почетные  люди города. Защитники родной земли.

Славные подвиги защитников родной земли. Экскурсии проведенные по памятным местам обогатили и расширили представления детей о городе,его жителях-людях различных профессий в том числе и творческих.

5.Исторические памятники.

Краеведческий музей.  

 

 

В рамках проекта посетили Краеведческий музей. В ходе экскурсии  у детей сформировалось представление о наших предках, их быте и традициях.

 В музеи дети восхищались красотой и природно-экономическим своеобразием родного края.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Деятельность старшего воспитателя:

1.Методические рекомендации воспитателям для работы по данной теме

2. Тематический контроль «Организация работы по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью»

3. Помощь в организации экскурсии в краеведческий музей, в выставочный зал.

4. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, фотографий

Деятельность воспитателей и детей

1.    Создание альбомов «Мой город». Оформление книги памяти, содержащей фотографии почетных людей города, участников войны.

2.    Выявление уровня знаний детей.

3.    Разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий.

4.    Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад».

5.    Сюжетно- ролевые игры

6.    Целевые прогулки по городу.

7.    Беседы: «Визитная карточка города- герб», «Мой родной город», «Улицы моего города»

8.    Составление рассказов «Из окна наша улица видна»

Совместная деятельность детей и родителей.

1.    Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.

2.    Посещение памятников, участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Дню города, День памяти, народные и другие профессиональные праздники.

Ожидаемые результаты:

1.    Дети знают историю своего города

2.    Уважение к жителям города.

3.    Уважение традиций города.

Совместная работа сплотила детей, родителей и педагогов. Наблюдения показали, что у всех участников проекта возник устойчивый интерес к совместному творчеству.

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результатам. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной творчески развивающейся личности, способствует патриотическому воспитанию. Проектирование раскрывает большие перспективы перед педагогом. Анализ и оценка результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть дальнейшее развитие проектной деятельности.

 

 5.Результаты применения методической разработки

в образовательном процессе и развитии интегративных качеств.

   С  помощью использования проектных технологий в образовательном процессе у педагогов:

- сформировалась мотивационная готовность к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности,

- произошло совершенствование профессионального уровня  через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

Установились партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников окружающим социумом путем объединения усилий для развития, воспитания, оздоровления.

 С целью отслеживания эффективности проектной деятельности были определены критерии оценки работы воспитателей по проектам:

1.                  Умение на основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2.                  Умение разработать план движения к цели.

3.                  Умение привлечь детей, родителей, специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.                  Умение составить план-схему проекта.

5.                  Умение собрать, обобщить необходимый материал.

6.                  Умение включить в план-схему проекта занятия и другие виды деятельности.

7.                  Умение подобрать задания для самостоятельного выполнения детьми.

8.    Надлежащее оформление: соответствие эстетическим требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

9. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.

 10.   Умение организовать защиту  проекта.

  Подводя итоги работы по методу проектов, было проведено анкетирование педагогов с целью выявления уровня владения проектным методом. Оно показало, что:

-89% педагогов считают метод проектов показателем высокого профессионального мастерства.

-67% педагогов в достаточной мере осведомлены о типах и структуре проектов.

- 67% педагогов  могут разработать и реализовать проект самостоятельно, а 33% - с помощью старшего воспитателя и коллег.

- Профессиональное мастерство у 22% педагогов в аспекте осуществления педагогической деятельности на основе проектного метода соответствует высокому уровню (владение всеми критериями); у 78% педагогов – соответствует среднему уровню (владение критериями подконтрольно).  Нет педагогов с низким уровнем владения проектным методом.

   По мнению воспитателей, необходимо корректировать следующие профессиональные умения по внедрению проектного метода в опыт своей работы:

-выделение проблемы, для решения которой требуется исследовательский поиск – 44% педагогов.

- постановка цели проекта – 22%.

- выдвижение гипотезы – 11%.

- определение задачи -11%.

-прогнозирование конечного результата, поэтапное выполнение проектных мероприятий – 44%.

- мониторинг проектной деятельности и определение его значимости для детей, родителей, педагогов – 67%.

- презентация проекта – 56%.

- на основе анализа полученных результатов определение дальнейших форм и методов решения рассматриваемой в проекте проблемы – 11%.

     На основе полученных данных, можно сделать следующие выводы:

- в результате внедрения проектного метода в воспитательно-образовательный процесс ДОУ все 100% педагогов стали использовать метод проектов в учебной деятельности и в педагогической практике.

-  при работе над проектом ребёнок развивается со всех сторон, так как работа идёт по всем направлениям деятельности.

- родители в ходе работы поняли, что проектная деятельность очень важна для ребёнка; они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Активно участвовали в проектах: «Выходной день моей семьи», «Мой ребенок с пеленок», «Генелогическое древо семьи». По отзывам родителей известно, что они заинтересовались проектным методом и готовы дальше продолжать взаимодействие.

Для корректировки некоторых профессиональных умений по работе над методом проектов необходима дальнейшая работа. Для этого разработан перспективный план по работе над проектной деятельностью в 2013-2014 учебном году. В план включены такие мероприятия, как методическое объединение по данной теме, проекты по работе с педагогами «Формирование навыков профессиональной самореализации педагогов», «Лестница успеха» (работа с аттестующимися педагогами), работа всех участников образовательного процесса, над групповыми проектами. 

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.  В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.                          Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических качеств с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о членах своей семьи, родословной своей фамилии, научились составлять родословное древо, пополнили знания о традициях и обычаях семьи, о родном  городе, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях, о героях ВОВ жителях Тары и района, о космосе, планетах Солнечной системы, о первых покорителях космоса. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.

 

 

 Список  литературы:

1. Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795

2. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. -  М.: Академия, 1998.

3. Мельниченко И.И., Метлик И.В. Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник проектов  – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2005.

4. Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Обобщенный доклад о выполнении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

5. Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - М.: Сашко, 2003.

6. http://dohcolonoc.ru/cons/515-proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu-proekt-ldedushkina-medalr.html

7.Гладкова  Ю.  Метод  проектов  в  руководстве  работой  по  нравственно-патриотическому  воспитанию  [Текст]/Ю.  Гладкова//  Ребенок  в  детском  саду.  —  2008.  —  №  2.  —  С.  11—14.

8.Тимофеева  Л.Л.  Метод  проектов  в  ДОУ  [Текст]/  Л.Л.  Тимофеева//  Управление  ДОУ.  —  2011.  —  №  3.  —  С.  22—28.

9.Трофимова  Г.Е.  Проектная  деятельность  в  воспитании  у  детей  любви  к  родному  городу  [Текст]/  Г.Е.  Трофимова  //  Управление  ДОУ.  —  2009.  —  №  1.  —  С.  83—85.

 

 

Дата последнего обновления страницы 11.10.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»