Методическая копилка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г.Лукоянов

«Нетрадиционная техника рисования в детском саду»

 

 

 

 

                                                                            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1     

     Методическая разработка по разделу

     «Развитие продуктивной деятельности (рисование)основной образовательной программы  дошкольного образования

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1

образовательной     области «Художественное творчество»      на тему:

                                       «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»   

    Воспитатель:Уланова Е.А.     

                гЛукоянов

Содержание:  

1.Краткая характеристика раздела  общеобразовательной…………стр.3-4

программы дошкольного образования, образовательная область«Художественное творчество» (актуальность) 

2.Цель и задачи раздела……………………………………………………стр.5 

3.Ожидаемые результаты освоения……………………………………...стр.6

детьми раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования 

4.Реализация принципа интеграции при организации………………стр.7-20

образовательного процесса 

5.Результаты применения методической разработки………………стр .21-28.в образовательном процессе и развитии интегративных качеств. 

6.Разработка учебного занятия………………………………………….......................................стр.29-37 7.

Литература………………………………………………………………..стр.38. 8.

Приложения……………………………………………………………….стр.     

  1. Краткая характеристика раздела общеобразовательнойпрограммы дошкольного образования, образовательная область «Художественное творчество»   (актуальность данного раздела).    

 Изобразительная деятельность, включающая рисование, имеет большое значение для всестороннего  развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гаму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.Для своей работы я выбрала тему нетрадиционных техник рисования потому, что она интересна мне, моим детям и моим воспитанникам. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат своего труда – свой рисунок. Маленькие творцы с удовольствием демонстрируют её своим родителям, бабушкам, братьям и сёстрам, погружают их в это увлекательное занятие и с гордостью несут из дома рисунки, выполненные вместе с родными.     Таким образом, становится понятно, что занятия с использование нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.                

  2. Цель  и  задачи  раздела В  соответствии  с Федеральными государственными требованиями к структуре  примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования  содержание образовательной области  «Художественное творчество»  направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:- развитие продуктивной деятельности детей (рисование);- развитие детского творчества;- приобщение к изобразительному искусству.                 

   3.  Ожидаемые   результаты   освоения  детьми  раздела  основной  общеобразовательной  программы  дошкольного  образования.   При  освоении  детьми  основной  общеобразовательной  программы  дошкольного  образования ( образовательная  область  « Художественное творчество» )  ребёнок  приобретает  следующие  интегративные  качества :

·         любознательность , активность ;

·         способным  управлять  своим  поведением  и  планировать  свои  действия;

·         должен  быть  эмоционально  отзывчивым;

·         овладеть  средствами  общения  и  способами  взаимодействия  со  взрослыми ;

·         соблюдающим  элементарные  общепринятые  нормы  и правила  поведения;

·         способным  решать интеллектуальные  и  личностные  задачи (проблемы);

·         овладеть  универсальными  предпосылками  учебной  деятельности.Будут  сформированы умения  и навыки  по  образовательной  области  « Художественное творчество».   

       4.Реализация принципа интеграции при организации образовательного процесса и развития интегративных качеств    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: чувство цвета, зрительную оценку формы, ориентировку, развивается координация глаза и руки.   

 Рисование требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Таким образом знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования я начала с группы раннего возраста.Задачами моей работы на данном этапе было знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию .    С учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы рисование с применением нетрадиционных техник  я провожу в блоке образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации продуктивных видов деятельности детей. Принцип  интеграции  образовательных  областей,  как  того  требуют  ФГТ, позволяет  сделать  жизнь  ребенка  в дошкольном  учреждении  интересной  и содержательной,  т.к.  дети  многогранно  проживают  тему    работы,  и  эта многогранность приводит к тому, что  ребенок развивается, обогащает свои представления и, следовательно охотно рисует то, что ему хорошо знакомо.

Поэтому, чем насыщеннее по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество. Благодаря такому подходу, дети приобретают уверенность, становятся более раскрепощенными в творчестве. Принцип интеграции  я реализую через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельность педагога с детьми: здесь я использую информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми,(индивидуальную работу провожу с детьми, слабо усвоившими материал и с детьми, проявляющими особый интерес или одаренность в данном виде деятельности). рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)

2Cамостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности я использую эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин,  альбомов, самостоятельное экспериментирование, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьей:Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).    В течение года  я решала следующие задачи:  знакомила детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формировала интерес к рисованию, способствовала овладению детьми простейшими техническими приемами работы с различными материалами. Работу с детьми осуществляла в несколько  этапов. На первом этапе,  сообщала детям информацию о том, как называется данный  вид  техники,  материал  и  как  им  надо  пользоваться,  использовала информационно – рецептивный метод. На данном этапе ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.    В течение года в группе раннего возраста я использовала следующие нетрадиционные техники рисования:- рисование пальчиками,- рисование ладошкой,- оттиск печатками из пробки, листочками.Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, начинаю с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Знакомя детей с нетрадиционной техникой рисования,   провела занятия «Ежик –ни головы, ни ножек», «Новогодняя игрушка» цель которых была познакомить  детей  с  нетрадиционной техникой   рисования  пальчиками; учить  детей различать  цвета; развивать  эстетическое  восприятие, воспитывать  аккуратность..  

   В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии я использовала игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание. В игре показываю  детям разнообразные приемы рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик) и др.  Например: большим пальчиком, мы изображали следы медведя, а друга  медведя -  маленького зайчика, мы нарисовали маленьким пальчиком. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.

Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими  синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.   Образовательную область  «Художественное  творчество»  я интегрировала  с образовательными  областями «Познанием»,  «Социализацией», «Коммуникацией», «Художественной литературой», «Трудом», «Музыкой».                        

        Очень нравится детям рисовать  ладошкой. Работа на первом этапе велась индивидуально с каждым ребенком. Дети с удовольствием оставляли отпечатки своих ладошек, с радостью рассматривали их, и показывали своим товарищам. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток  на бумаге. Иногда  «раскрашиваю» ладонь в разные цвета кисточкой. Знакомя детей с техникой рисования ладошкой, провела занятие  «Петушок»,цель которого  познакомить детей  с нетрадиционной техникой рисование ладошкой.Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много ра

з. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения я предлагаю детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, оризонтальные, дугообразные линии). На первом этапе я сама  дорисовываю, показывая своим примером принцип изображения. Сколько радости и удовольствия получают дети при рисовании ладошкой, какие неповторимые солнышки могут заиграть лучиками на коллективной работе маленьких дошколят! А какие оригинальные оттиски могут получиться при использовании различных нетрадиционных материалов, как интересно их рассматривать и придумывать различные историиПечатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Эта техника рисования  применялась мною с детьми, начиная с трёх лет. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.  Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия я сделала тампон из  поролона. Штемпельная подушка послужила палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Потребуются следующие материалы: коробочка с тонкой поролоновой штемпельной подушкой, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Это могут быть овощи, листья деревьев, цветы, прямоугольники или квадраты для рисования окон и дверей в доме и др. Для получения изображения ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Поэтому моя задача - индивидуально вести каждого ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Знакомя детей с техникой оттиска, провела занятие «Осенние листочки». Цель которого, была вызвать интерес к способу изображения с помощью печати,  учить  детей наносить гуашь на листья, развивать чувство цвета и формы.

К концу года дети овладели следующими техниками нетрадиционного рисования: «рисование пальчиками» , «ладошками»,научились различать основные цвета.Свою работу по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования я продолжила в младшей группе. В младшей группе я  продолжала учить детей рисовать пальчиками, ладошками, печатками, затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок сухой кистью, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой. Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками, провела занятие «Красавец Мухомор», цель  которого; обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки, создавать условия для развития творческих способностей, знакомя с нетрадиционной техникой рисования «тычок сухой кистью» провела занятие  «Петушок», цель которого учить рисовать тычком в технике «сухая кисть», передавая характерные особенности перьев цыплят; закрепить знания о цвете (жёлтый, красный); воспитывать заботливое отношение к петушку. Также провела занятие «Пушистый котенок», цель которого помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). С помощью нетрадиционной техники рисования «тычок жесткой полусухой кистью» я учила детей передавать характерные особенности разных животных (цыпленок,  лиса и волк),  раскрыть образ героя, его характер. С помощью  цвета передать легкость, мягкость, или  мрачность, злость героев.        К концу года дети освоили еще одну технику - оттиск поролоном, учились рисовать неваляшек, передавая их форму, цвет, зрительное восприятие. К концу года дети овладели следующими приемами нетрадиционного рисования: дети рисуют «ладошками», «пальчиками», «сухой кистью», «тычком», дети научились изображать отдельные предметы, простые по композиции, правильно подбирать цвета.  Работу по нетрадиционному рисованию с детьми я продолжила и в средней группе, где способ рисования постепенно усложнялся. Он заключался в смешивании красок, где каждый пальчик обмакивался в разные по цвету краски и наносились мазки. Таким способом дети рисовали пушистых зверей (лисичку, мишку и т. п., цветы. Он даёт быстрый и положительный результат.

Детей среднего дошкольного возраста я  знакомила с более сложными техниками·         восковые мелки + акварель;

·         свеча + акварель;

·         рисунки из ладошки;

·         рисование ватными палочками; Знакомя детей, с новыми техниками нетрадиционного рисования (рисование ватными палочками) провела интегрированное занятие  «Веселый дождик» цель, которого: в образовательной области « Художественно творчество»: учить детей рисовать точки, пятнышки с помощью ватных палочек, изображая тучки и дождик, в             образовательной области  «Познание»: знакомить детей с доступными явлениями природы; продолжать учить различать цвет краски, правильно называть его (синий),в образовательной области «Здоровье»: формировать правильную позу  при рисовании: сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободной рукой придерживать лист бумаги, в     образовательной области  «Физическая культура»: развивать стремление играть  в подвижные игры с простым содержанием. Для ознакомления детей с новой техникой рисования «свеча+ акварель» провела занятие ««Аквариум»,цель которого познакомить с новой техникой рисования «свечаакварель», вызвать интерес к изображению рыбок; развивать воображение и чувство композиции.    В своей работе я использовала следующие методы: словесный, наглядный, игровой, а также всевозможные приемы: рассказ, беседа, вопросы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение.     Доступность использования нетрадиционных методов определяется возрастными особенностями дошколят.  

  Я пытаюсь каждое занятие сделать интересным и увлекательным для детей.    В своих рисунках дети все чаще отображают то, что видели в окружающем или при рассматривании иллюстраций. Хотя их работы еще очень просты, необходимо вызвать у детей доброжелательное отношение к своим рисункам: «Как красиво украшен домик, он стал праздничным и т. п.»   При изображении сложных фигур, предметов, освоении технических навыков я  использую показ, который сопровождаю указаниями, помогающими детям запомнить последовательность действий.   Для того, чтобы рисунки детей были более выразительными, предлагаю им бумагу разного формата. Так, изображение осенних листьев может быть передано на полосе и на квадратном листе бумаги.    Формированию художественно- образного начала помогает художественное слово. На занятиях стараюсь использовать такие выражения, как «травка- муравка со сна поднялась», «красно- солнышко», «петушок- золотой гребешок» и т. д.   С целью развития детского творчества предлагаю детям творческие задания. Например: «Нарисуем, как желтые, красные листья кружатся в воздухе».   Для меня важно, чтобы занятия проходили в живой, радостной, эмоциональной атмосфере и были интересны по форме.  Перед занятиями уточняю имеющиеся у детей представления. Во время занятий опираюсь на те знания, представления, которые получают дети на других занятиях, в процессе прогулок. 

 Когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике,   я поставила  следующие задачи, работая с детьми старшего возраста:

1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.

3. Формировать у детей умение  предварительно продумывать содержания образа, способов и последовательности его воплощения.

4. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

5. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус. Знакомя с нетрадиционными техниками рисования, я  использую репродуктивный метод, когда ребенок не только усваивает  знания  о  нетрадиционных  техниках,  но  и  упражняется  в использовании  различных    материалов во  время  образовательной деятельности с различной тематикой. Провела занятие «Путешествие в лесное царство», цель которого: учить использовать различные виды техник: печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, травы; упражнять в изображении по всей поверхности листа.Частично-  поисковый  и  исследовательский  методы  использовала на  третьем этапе,  когда  образовательная  деятельность    творческой  тематики обеспечивает  детям  возможность  включиться  в поисковую  деятельность, самостоятельно,  разрабатывать  и  реализовывать  свои  замыслы  на  основе знаний, полученных за счет интеграции образовательных областей.Тематика этой  деятельности  разнообразна:  «Мое  любимое  дерево»,  «Зимняя  сказка». При выборе методов и приемов учитываю возрастные особенности детей. Старшие  дошкольники  уже  знакомы  с  такими  видами  нетрадиционных техник,  как тычки  поролоновым  тампоном, рисование  пальчиками, ладошками, различными печатками.  На данном этапе знакомлю  детей  с более сложными  по  исполнению  нетрадиционными  техниками  рисования: монотипия,  «граттаж»,  рисование  свечой,  кляксография.  При  этом, демонстрируя  новый  материал,  не  даю  подробную  характеристику увиденного,  а  предлагаю  детям  рассмотреть  работы  различной тематики, выполненные  в  данной  технике.  Считаю,  что  этот  прием  усиливает эмоциональное  восприятие  ребенка,  подводит  к  пониманию того,  что выразительность  образов  достигается  при  использовании  данной  техники.Показ способов изображения осуществляю только при знакомстве с наиболее трудными  техниками.  Например,  «граттаж». Знакомя с техникой «граттаж» провела  интегрированное занятие «Путешествие капельки», цель которого учить рисовать в технике граттаж.  Знакомлю  с  возможностью использования нетрадиционных техник для выполнения фонов для рисунков (монотипия,  набрызг).  В  этом  возрасте  дети  я  чаще  сочетаю традиционные техники рисования с нетрадиционными, используя последние, как  одно из средств выразительности. Закрепляя нывыки владения различными техниками рисования провела занятие «В подводном мире», цель которого совершенствовать умение работать в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.В ходе занятия стараюсь вызвать у детей позитивный настрой  путем  предоставления  свободы  в  выборе темы,  не  ограничиваю  в выборе  художественного  материала,  способов  изображения.  Кроме  этого, включаю в поисковую деятельность по нахождению наиболее выразительных средств.    Работая над данной темой,  я убедилась, что  дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.  Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.    В процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Новые материалы, красивые и разные, возможность их выбора помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. В работе с детьми я обращалась к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Ребенок начинает эмоционально откликаться на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей, животных. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.  Очень нравится детям техника «рисование по сырой бумаге». Рисовать акварелью для детей сложнее, чем гуашью, но очень интересно! Ведь рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой и чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике  море, как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю. Такие техники нетрадиционного рисования, как  монотипия, помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми мы рисуем «Город в дождливую погоду», «Деревья отражаются в реке». Восхищение,  удовольствие, интерес испытывают дети, когда видят  как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина!   Детская фантазия рождается в игре, и поэтому я соединяю нетрадиционную технику рисования с разнообразными  игровыми приемами, которые вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др.  Считаю, что рисование - это не только обучение, это, в первую очередь, игра. И в моих играх есть  определенные правила: ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу, следовательно, у него должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира. Например: «Поможем Мухе-Цокотухе! Нарисуем для нее большой самовар, чтобы она могла напоить чаем всех своих гостей!». Тем самым ставлю детей в позицию помощников, защитников, что особенно важно для решения воспитательных задач.Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности. Новизна обстановки, игровые приемы, сюрпризное начало работы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – всё это помогает мне в работе не допускать в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия в деятельности!Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное - это особенно полезно всем детям, это помогает им увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Широко  использовала  метод  проектной  деятельности («Лекарственные растения», «Фруктовая мозаика», «Зимующие птицы», «Север - царство льда и  снега»), в  котором  сочетала    чтение  познавательной  литературы, рассматривание  красочных  энциклопедий, альбомов  об  искусстве, творческое  экспериментирование  с  изобразительными  материалами,  синтез искусств  и  интеграция  видов деятельности («Открываем  выставку натюрмортов»,  «Игра  –  путешествие  на  Северный  полюс»).

Благодаря интеграции  с  образовательной  областью  «Социализация»  процесс художественного  творчества  становится  более  интересным, привлекательным  для  ребенка,  вызывает  яркий  эмоциональный  отклик, создает личностно значимый мотив деятельности т.к. изображение игровых сюжетов вызывает  у детей яркий эмоциональный отклик, чем изображение того же предмета на основе жизненных впечатлений. Во время  проведения  образовательной  деятельности  с  использованием нетрадиционных  техник  рисования  удовлетворяю  потребность  детей  в коммуникации:  позволяю  общаться  друг с другом,  обмениваться впечатлениями, так  как  радость  от  содержательного  общения, способствует обогащению их опыта, развитию творческих замыслов.

 Осуществляя  взаимосвязь  обучения  и  творчества,  применяю  интеграцию различных  видов  изобразительной и  художественно-творческой деятельности:    чтение  детских  художественных  произведений, стихов известных  поэтов,  познавательной  литературы  (образовательная область «Чтение  художественной  литературы»),  пение  песен,  слушание  музыки, выполнение  пластических  движений  под  музыку (образовательная  область «Музыка»), рассматривание  репродукций  картин,  иллюстраций  книжной графики,  я  добивалась  более  полного воздействия  на  все  органы  чувств, помогало образному восприятию. К концу года дети овладели следующими навыками и у них сформировались интегративные качества. Рисование имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением.

Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Во время работы мы проводили эксперименты с различными материалами (солью, манкой, мыльной пеной, краской.) А это способствовало тому, что ребенок становился любознательным и активным. В результате освоения интеграционной деятельности у детей подготовительной группы  формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы действий, легко переносимые из одной сферы в другую, дети приобрели уверенность, стали более раскрепощенными в творчестве. Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, способствует обогащению словаря. Использование нетрадиционных техник рисования дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения. Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, я специально создаю ситуации, где дети рисуют коллективно, тем самым поощряю детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, составление совместных композиций способствовало развитию опыта общения между детьми и взрослымиПри этом ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Кроме того, при выполнении работы дети научились управлять своим поведением и планировать свои действия. Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию.Занятия изобразительной деятельностью способствуютформированию изобразительных умений и навыков, так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений.

Дети научались обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.  При организации образовательного процесса я выяснила, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями: «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, «Познание» - формирование целостной картины мира, «Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для обогащения словаря детей, Физическая культура» - развитие мелкой моторики. «Музыка» - использование музыкальных произведений для обогащения образовательной области «Художественное творчество», «Труд»- формирование трудовых умений и навыков в продуктивной деятельности.К концу года дети овладели  более сложными  техниками рисования: «граттаж», «монотопия», «рисование по мокрому листу» у детей сформировалось  умение  предварительно продумывать содержания образа, способов и последовательности его воплощения.      Важная составляющая работы – это взаимодействие с родителями.  Для того, чтобы заинтересовать   родителей  своей работой, я регулярно организую  выставки детских работ. Провожу консультации, на которой показываю родителям, как рисовать нетрадиционными техниками. Родители активно   помогают в оснащении предметно-развивающей среды,  участвуют в выставках творческих работ. Наши дети участвуют в различных конкурсах художественного мастерства,  как на уровне детского сада, так и на муниципальном уровне.Мои воспитанники принимали активное участие в районном конкурсе «Новогодняя игрушка», в конкурсе декоративно-прикладного искусства  «Пасха Красная». Проводились выставки детских работ по темам: «Зимушка хрустальная», «Весна пришла», «Любимые герои сказок», в День защиты детей и летний праздник –  провела конкурсы рисунков на асфальте, к 8 марта дети рисуют портреты бабушек, мам, сестренок, «Как я помогаю маме».

Детские работы использую в оформлении  группы. Работы детей хранятся в группах и представляют материал  для сравнивания успехов ребенка с самим собой Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Вот почему в своей работе делаю акцент на совместную работу с родителями. После такого плодотворного сотрудничества с родителями обязательно провожу выставки совместного творчества детей и родителей: «Мы все талантливы!», «В гостях у сказочных героев», «Мой зеленый город» и т. д., выполненные в технике нетрадиционного рисования. Участники выставки выступают в роли экскурсоводов и рассказывают, в какой технике, при помощи каких материалов было создано произведение.

Результаты применения методической разработки в образовательном процессе и развитии интегративных качеств.  

 Для выявления результатов применения методической разработки в образовательном процессе уровня овладения необходимыми навыками и умениями и уровня развития интегративных качеств я  использовала систему мониторинга. Основная задача мониторинга заключалась в том, чтобы определить достижения детьми планируемых результатов освоения раздела образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. Качество и эффективность образовательной работы с детьми  контролирую   два раза в год: - на начало учебного года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;- в конце – с целью отслеживания формирования интегративных качеств личности ребенка и сравнения полученного и желаемого результатов.  В проведении мониторинга участвовали воспитатели, заведующая и медсестра.     При организации мониторинга я учитывала положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:   Мониторинг образовательного процесса в образовательной области «Художественное творчество» раздела «Развитие продуктивной деятельности» (рисование) я проводила по методике 
 «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой.  Мониторинг детского развития.    

 Мониторинг образовательного процесса осуществлялся через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.     С помощью средств мониторинга образовательного процесса я оценила степень продвижения дошкольников в образовательной области «Художественное творчество».  Мониторинг образовательного процесса в образовательной области «Художественное творчество» раздела «Развитие продуктивной деятельности» (рисование) я проводила по методике 
 «Мониторинг изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой.

Мониторинг был проведен по следующим параметрам: оценка технических навыков детей, точность движения руки ребенка ,средства выразительности:(учитывались цвет, форма, композиция, нетрадиционная техника рисования) наличие замысла, проявление  самостоятельности. (Приложение №3)   

  Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые воспитателем. Содержание материалов оформляю в виде практических заданий и оцениваю по 4-х бальной шкале. Данные о результатах мониторинга заношу в специальную карту развития ребенка в рамках раздела образовательной программы и свожу в единую диаграмму. 

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями в образовательной области «Художественное творчество» детей показывает, что начало 2009-2010 учебного года  на высоком уровне развития нет, 73 % (14) детей на среднем уровне,27 % (6) детей на низком уровне, к  концу году уровень развития детей повысился -10% (2) детей на высоком уровне,65 % (13) детей на среднем уровне,25% (5) детей на низком уровне развития. 

 В 2010-2011 учебном году на начало года -15 % (3)детей высокий,70% (14) детей средний,15%   (3) ребенка низкий уровень развития. На конец года 25% (5) детей на высоком,65% (13) детей на среднем уровне,10% (2) на низком уровне развития.

 В 2011-2012 учебном году на начало года -25 % (5)детей высокий,70% (14) детей средний,5 %   (1) ребенок на  низком уровне развития. На конец года 35% (7) детей на высоком, 65% (13 )детей на среднем уровне, на низком уровне развития детей нет. Результаты мониторинга показывают, что уровень достижений детьми освоения раздела Программы по образовательной области «Художественное творчество» за три года повысился  с 1.8 баллов до 2.9 баллов. Сравнительный анализ данных, позволяет сделать вывод, что уровень творчества под влиянием использования нетрадиционных техник рисования повысился , показатели улучшились.           

Мониторинг качества развития детей в образовательной области «Художественное творчество» за три года.

2009-2010 учебный год.      
2010-2011 учебный год.     

2011-2012 учебный год.       

Мониторинг достижений детьми освоения радела программы по образовательной области «Художественное творчество» раздела «Развитие продуктивной деятельности (рисование)»

Год

2009-2010

2010-2011

2011-2012

н.года

к.года

н.года

к.года

н.года

к.года

Баллы

1.5

1.8

2.0

2.3

2.4

2.7

  

 Мониторинг детского развития.Мониторинг детского развития я проводила по формированию у детей интегративного качества которое формируется в процессе рисования это «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности». Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.   Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности (рисование)» я оценивала по методике Ю.А. Афонькиной. (мониторинг я проводила по следующим параметрам)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА «ОВЛАДЕВШИЙ НЕОБХОДИМЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Рисование:Высокий. Изображает простые в изобразительном плане предметы и явления, создаёт обобщентивные узоры, сохраняя ритм; владеет основными формообразующими движениями, использует прямые, округлые, наклонные, пересекающиеся линии, штрихи, мазки, подбирает цвет, соответствующий предмету или явлению, главное изображение располагает в центре листа, относительно устойчив, аккуратно пользуется красками, правильно держит кисть, карандаш; в процессе рисования испытывает яркие положительные эмоции, стремится рисовать.Средний. Изображает простые в изобразительном плане предметы и явления, владеет формообразующими движениями, использует прямые, округлые, наклонные, пересекающиеся линии, штрихи, мазки; создаёт несложные декоративные узоры, не всегда сохраняя ритм; подбирает цвет, соответствующий предмету или явлению, недостаточно верно передаёт пропорции, замысел рисунка устойчив под руководством взрослого, недостаточно аккуратно пользуется красками, правильно держать кисть, карандаш; положительно относится к процессу рисования, стремится рисовать.Низкий .Изображает простые в изобразительном плане предметы и явления, недостаточно хорошо владеет формообразующими движениями, многие выполняет неуверенно; не ориентируется на цвет в процессе изображения объекта, недостаточно правильно ориентирует изображения на листе бумаги, недостаточно верно передаёт пропорции, замысел рисунка неустойчив, недостаточно аккуратно пользуется красками, может неправильно держать кисть, карандаш; в процессе рисования не проявляет ярких положительных эмоций, не стремится рисовать.      Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов, уровень развития интегративных качеств ребенка показал: на начало 2009-2010 года учебного года уровень развития—1.5 б. К концу года уровень развития детей повысился и составил 1.8 б. На начало 2010-2011 года учебного года уровень развития—1.9 б. К концу года уровень развития детей повысился и составил 2.5 б. На начало 2010-2011 года учебного года уровень развития—2.5 б. К концу года уровень развития детей повысился и составил 3.0 б.                  

  Мониторинг развития интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности» 

Год

2009-2010

2010-2011

2011-2012

н.года

к.года

н.года

к.года

н.года

к.года

Баллы

1.5

1.8

1.9

2.5

2.5

3.0

 

 

 

 

Результаты мониторинга показывают, что уровень развития интегративных качеств ребенка повысился с 1.5 баллов на начало обучения до 3.0 баллов.

Результаты применения методической разработки в развитии интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и нывыками деятельности»  можно представить в  виде диаграммы.Итоговые результаты освоения детьми раздела образовательной программы по образовательной области «Художественное творчество».

По итогам проделанной работы можно сделать вывод: за  счет  осуществления  интеграции  образовательных  областей  и  использования нетрадиционных техник  рисования -Повысилась  динамика  показателей  уровня  развития  художественно- творческих способностей; - Тематика детских рисунков стала более разнообразной

- Работы детей стали отличаться выразительностью и оригинальностью;

-Дети знают и умело используют нетрадиционные техники рисования, что свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности.

 -У  детей  сформировались  такие  черты  творческой  личности,  как  целеустремленность, самостоятельность, инициативность. Данные качества  представляют  собой  не  что  иное,  как  интегративные качества личности. В перспективе я вижу продолжение работы с детьми по развитию творческих  способностей,  применяя  при  этом  более  разнообразные  способы взаимодействия  с  детьми  по  реализации образовательной  области «Художественное творчество»: экскурсии в художественные и краеведческие  музеи,  выставки,  образовательные прогулки  и  семейные  путешествия, совместные с родителями домашние занятия  эстетической направленности, коллекционирование эстетически  привлекательных  объектов,  игрушек, использование  современных  информационных  технологий  –  ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, творческих сайтов для детей, а также более широкое использование интеграции образовательных областей.     
Дата последнего обновления страницы 11.10.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»